Искусство В. Кандинского. Причем здесь гештальт-терапия?

Кандинский и гештальт-терапия
Художник-абстракционист Василий Кандинский нашел путь к беспредметному искусству, в котором отбрасываются все связи с узнаваемостью, для того, чтобы мы, зрители, могли воспринимать чистые формы и первоэлементы. Его картины открывают доступ к напряжению, которое несут в себе линии, точки и цвет. Именно это напряжение способно уловить наше восприятие — так в статичном изображении появляется движение, и картины перестают быть только пространством, в них появляется время.
«Открытый глаз и ухо позволят проложить путь от молчания к речи». В. Кандинский

Таким образом, этот опыт представляет особенную ценность для гештальт-терапии, в которой выход из пространства во время является определяющим условием для доступа к изменениям.

Как Василий Кандинский совершил этот переход?
В живописи он определил первоэлементы, без которых не может состояться ни одно произведение искусства — точки и линии.

Сам художник писал о том, что законы, по которым они существуют, относятся не только к живописи, а действуют для всех видов искусств и, даже шире, для всего человеческого опыта.

Первый элемент — точка.

«Точка – это малый мир, со всех сторон более или менее равномерно огражденный и, практически, оторванный от окружения. Ее слияние со средой минимально, а, при высшей степени округлости, совершенно неуловимо. С другой стороны, она прочно утверждена на своем месте и не обнаруживает ни малейшей склонности к перемещению в каком-либо направлении, как по горизонтали, так и по вертикали». В.Кандинский

Если переводить на язык человеческого опыта, то точкой можно назвать что-то законченное, оформленное, с четкими границами. А, самое важное, точка стремится сохраниться во что бы то ни стало. Ежедневно, в контакте с миром, человек может обнаружить себя очерченным, ни с чем не связанным, оказавшимся в тупике, ригидным, замершим, убежденным в чем-то, знающим наверняка, абсолютно уверенным и так далее.

Даже в нашем языке прочно закрепилось понятие «точки» не как графического элемента, а как формы человеческого опыта, например:

  • «Моя точка зрения». Точкой здесь могут оказаться идеи, умозаключения, предрассудки и любого рода убеждения. Это что-то знаемое, наша риторика.
  • «Хочу и точка». Это выражение у Кандинского отражается в словах: «Царство точки беспредельно». Здесь обнаруживает себя форма власти — человек в своем желании непоколебим и устраивает весь мир в угоду себе.
  • «Попасть в точку». Когда я попал, куда хотел, в то место, где я точно знаю, что прав!

«Итак, она [точка] – внутренне кратчайшее постоянное утверждение, которое исходит кратко, прочно и быстро». В. Кандинский

Именно так элементы, которые можно назвать точкой, появляются в сессии. Это могут быть быстрые эмоциональные и чувственные реакции, «точечные» вопросы и ответы, отношения «я-ты», строящиеся на точках соприкосновения. Также, через точку, может быть выражено то знаемое, что приносят клиент и терапевт, садясь напротив друг друга: риторика клиента и терапевта, утверждения о себе, убеждения, мораль, формы прошлого опыта. Все эти элементы выстроены в композицию.

«Композиция является не чем иным, как предельно закономерной организацией жизненных сил, заключенных в элементах в форме напряжений». В. Кандинский

Обе композиции, и терапевта, и клиента, до момента встречи, находятся в равновесии. Но сама встреча предполагает выход из этого равновесия.

Как это происходит? Вот ты напротив меня, я вижу твой взгляд, слышу твой голос или ты молчишь, но я жду слов, и что-то начинает дотрагиваться до меня. Моя композиция больше не находится в покое. Появилось что-то новое, с чем я как-то соотношусь, как-то вписываю в свою реальность. Элементы начинают движение, а значит, мы начинаем строить новую ситуацию на двоих.

Ведь наши композиции не просто поставлены рядом в пространстве, а что-то, что прямо сейчас пишется во времени, создается под влиянием тех напряжений, которые заключены в принесенных элементах, а также напряжений тех элементов, которые присутствуют в фоне. То есть, все элементы фона, в котором происходит сессия, могут проявиться здесь и сейчас, между нами. На нашу встречу влияет и возраст, и социально-культурный контекст, и история семьи, причем не только та, в которой мы росли, но и опыт предыдущих поколений, даже интерьер комнаты и звуки, доносящиеся из окна — все это оказывает влияние на нас, здесь и сейчас, и может стать актуальным.

Но что происходит, если появившиеся из хаоса возможностей элементы остаются точками? Например, во время встречи, у кого-то из нас, родилось какое-то ощущение ( воспоминание, мысль, фантазия), и оно сразу оформилось во что-то узнанное, а значит осталось точкой.

«Внутренне осознанная точка, как таковая, вводит некое утверждение, которое органически связано с высшей степенью сдержанности.
Точка есть форма, внутренне предельно сжатая.
Она обращена внутрь себя». В.Кандинский

Одно из важнейших для терапии свойств точки — обращенность внутрь себя. Если на точку ничто не воздействует, она остается точкой, потому что напряжение, которое она в себе несет, всегда остается концентрическим, то есть стремящимся к центру.

Здесь важны как направленность напряжения, так и сам факт его существования. Напряжение означает, что точка — это живая форма, в ней присутствует возбуждение, а значит и какая-то возможность, потенциал. Но, чтобы он проявился, необходимо что-то еще, отличное от самой точки.

«Все, что здесь в целом было сказано о точке, относится к анализу замкнутой в себе, покоящейся точки. Изменения ее величины несут с собой изменения ее относительной сущности. В таком случае она разрастается из себя самой, из собственного центра, следствием чего становится лишь некоторое ослабление ее концентрического напряжения». В. Кандинский

В терапии мы можем встретить повторения, узнавать мотивы и ритмы, присущие нашим встречам. Мы можем приходить в одно и тоже место, где клиент или сам терапевт утверждаются в своей точке. Оказываются в тупике. И, как ни странно, тупик — это самое лучшее место, чтобы выйти ко времени, чтобы точки превратились в линии. Потому что тупик означает, что элементы больше не находятся в равновесии. Что-то произошло, что-то уточнилось, может быть, добавилось, и я не могу найти себе места. Если я настойчиво продолжаю это место искать, то я пытаюсь вернуть потерянное равновесие, сохранить точки точками. Например, я, как терапевт, чего-то не понимаю и не могу идти дальше, пока не пойму. Я задаю вопросы, уточняю, анализирую. Мне уже нет дела до нашей общей строящейся ситуации, мне нужно понять, сохраниться в точке!

Из точки в линию.

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». Евангелие от Иоанна, глава XII, стих 24

Каждый может узнать себя в стремлении сохранить все как есть, утвердиться в своей правоте, остаться в равновесии, утешенности. И тогда движения, доступные нам, находятся в пространстве точки, она разрастается из себя, себя же увековечивая.

«Возможна и другая сила, которая возникает не в точке, а за пределами таковой. Эта сила устремляется навстречу внедряющейся в поверхность точке, вырывает ее и двигает по плоскости в каком-либо направлении. Это мгновенно уничтожает концентрическое напряжение точки, причем сама она уходит из жизни, а на месте ее возникает новая сущность, ведущая новую самостоятельную жизнь и подчиненная собственным законам. Это линия». В.Кандинский

То есть, для того, чтобы точка стала линией, во-первых, точка, должна умереть.

Как это может выглядеть в сессии? В примере, который был выше, когда терапевту остро становится необходимо понимание ситуации, он может заметить этот импульс, ослабить его, «умертвить», отдать предпочтение восприятию и чувствительности. Тогда, возможно, проявится что-то еще. Например, что у клиента есть такое же желание себя понять.

Вторым условием для того, чтобы точка стала линией будет действие терапевта, где он может заметить силу, создающую важность самого факта понимания, то есть найти эту силу в фоне нашей встречи, и проявить ее, сделать видимой для клиента. Здесь, на «точку» действует сила, причем важно, что эта сила находится не внутри самой точки, а вне ее.

Только реальное соприкосновение с тем, что приносит нам другой, по-настоящему пробуждает нас, потому что это живое движение, которое может превратить наши точки в линии.

«Геометрическая линия – это невидимый объект. Она – след перемещающейся точки, то есть ее произведение. Она возникла из движения – а именно вследствие уничтожения высшего, замкнутого в себе покоя точки. Здесь произошел скачок из статики в динамику». В. Кандинский

Терапия поддерживает движение из точки в линию. Для этого нужно провести «похороны» первой и присутствовать при рождении второй. Пережить потерю старого и сделать переход в новое. Ведь, когда линия рождается из точки — это уже новая ситуация, и в ней теперь нужно сориентироваться заново. Для этого терапевт должен уступить себя силам, которые на него воздействуют, не торопиться, и заметить – что происходит в его теле, мыслях, ощущениях, к чему и от чего он движется.

«Напряжение» – это сила, живущая внутри элемента, соответствующая лишь одной составляющей творящего «движения». Второй составляющей является «направление», которое тоже определяется «движением». Элементы живописи – это реальные результаты движения в форме: 1. напряжения и 2. направления» В. Кандинский

Во время сессии терапевт замечает в себе напряжение и силу, которая его направляет «к» чему-то или «от» чего-то. И если терапевт допускает свою изменчивость, уступает себя этой силе, то, шаг за шагом, он превращается и делает это превращение видимым для клиента. Это и будет становиться воплощением линии в живом опыте встречи.

Источники:
По материалам лекции ведущего тренера Института Современной Гештальт-терапии Юлии Филатовой.
Василий Кандинский «Точка и линия на плоскости».



Автор статьи: психолог Ирина Антко
По материалам лекции ведущего тренера Института Современной Гештальт-терапии Юлии Филатовой.