Когда я спрашиваю себя, сознаю ли я окружающий мир, в действие вступает особая форма психического отражения. Я могу дать отчет о том, что я вижу, что я слышу, что я переживаю или переживаю ли вообще что-нибудь. Наше сознание выборочно и всегда на что-то направлено: оно подобно лучу прожектора, высвечивающему в определенный момент какое-либо одно явление, и мы можем переводить свое внимание и делать что-то осознанным. Как говорил на своих лекциях И.П. Павлов: «Наша жизнь пестро соткана из сознаваемого и неосознаваемого, которые находятся в непрерывном движении».
Сознание предполагает, что человек отделяет себя от окружающего мира и связывает, соотносит себя с ним. Значит человек может замедляться, прислушиваться, переводить внимание, менять поведение, задумываться о духовном, мечтать и творчески проявляться. С появлением рефлексии связано наше философское осмысление жизни.
Как писал С.Л. Рубинштейн: «Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека».
Любопытно то, что наше сознание невозможно без ощущений, именно они дают ценный материал для сложнейших психических процессов: восприятие, воображение, фантазирование, мышление, память, эмоции, чувства. Без ощущений нет ничего. Ощущения – это наша непосредственная связь с миром, который воздействует на наши органы чувств, «Нет ощущений без ощущаемого» (Аристотель).
Локк писал: «В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств». Поэтому рефлексия – это не только способность мыслить. Рефлексия – это, прежде всего, возможность созерцать.
И сегодня мы хотим с вами поговорить о важности созерцания. Это можно назвать тишиной, паузой, творческой пустотой. Это то, что вдохновляет творческих людей на создание шедевров. Созерцание – это эстетическое переживание, возможность увидеть действительность такой, какая она есть.