Nota bene. Дыши и смотри

Создавая тишину
У каждого из нас есть способность жить осмысленно, обращать внимание на то, что с нами происходит, осознавать чувства, эмоции, желания, быть творческими, удивлять себя и других.
Вопрос человеческого самопознания всегда интересовал философов. Например, Сократ говорил о самопознании души, Аристотель считал, что есть «Ум, мыслящий себя», Плотин верил, что есть «умная часть души».
В XVII веке философ Джон Локк впервые ввел термин «рефлексия», описывая наблюдение душой своих собственных состояний. Сейчас в философии это понятие трактуется довольно широко: оно может значить и наблюдение за состоянием души, и способность разума исследовать себя, и анализ знания для получения нового знания, и размышления над мотивами собственного поведения. Общее во всех значениях то, что человек занимает внешнюю позицию по отношению к своим чувствам, убеждениям, опыту.

И в XX веке рефлексия стала активно изучаться психологами.


Термин «рефлексия» в русском языке имеет иностранное происхождение. В переводе с латыни «reflexio» – означает обращение назад. «Рефлексия» благодаря приставке «ре» указывает на «возвратность, повторность действия вплоть до «противодействия» или даже «противоположности».

Теперь вспомним, что нам говорит наука психология.
Каждый живой организм обладает психикой, то есть свойством отражать объективную реальность для того, чтобы ориентироваться в среде. А попросту: для того, чтобы увидеть – надо смотреть, а чтобы услышать – нужно слушать. Психическое отражение – это всегда активный процесс, он порождается жизнью и участвует в осуществлении жизни, регулирует ее, ориентирует в том мире, в котором он живет, в той действительности, в которой он существует.
С появлением человека рождается новая форма психического отражения, и мы называем эту форму сознанием. Сознание — это удивительное, необыкновенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собственной деятельности в этом мире и его самого. Это возможно благодаря особому его качеству – способности рефлексировать.
Гегель говорил: «Конечно, у животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя».
— Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Когда я спрашиваю себя, сознаю ли я окружающий мир, в действие вступает особая форма психического отражения. Я могу дать отчет о том, что я вижу, что я слышу, что я переживаю или переживаю ли вообще что-нибудь. Наше сознание выборочно и всегда на что-то направлено: оно подобно лучу прожектора, высвечивающему в определенный момент какое-либо одно явление, и мы можем переводить свое внимание и делать что-то осознанным. Как говорил на своих лекциях И.П. Павлов: «Наша жизнь пестро соткана из сознаваемого и неосознаваемого, которые находятся в непрерывном движении».

Сознание предполагает, что человек отделяет себя от окружающего мира и связывает, соотносит себя с ним. Значит человек может замедляться, прислушиваться, переводить внимание, менять поведение, задумываться о духовном, мечтать и творчески проявляться. С появлением рефлексии связано наше философское осмысление жизни.
Как писал С.Л. Рубинштейн: «Вселенная с появлением человека – это осознанная, осмысленная Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека».

Любопытно то, что наше сознание невозможно без ощущений, именно они дают ценный материал для сложнейших психических процессов: восприятие, воображение, фантазирование, мышление, память, эмоции, чувства. Без ощущений нет ничего.  Ощущения – это наша непосредственная связь с миром, который воздействует на наши органы чувств, «Нет ощущений без ощущаемого» (Аристотель).

Локк писал: «В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств». Поэтому рефлексия – это не только способность мыслить. Рефлексия – это, прежде всего, возможность созерцать.

И сегодня мы хотим с вами поговорить о важности созерцания. Это можно назвать тишиной, паузой, творческой пустотой. Это то, что вдохновляет творческих людей на создание шедевров. Созерцание – это эстетическое переживание, возможность увидеть действительность такой, какая она есть.
«Эта созерцательность не должна быть понята как синоним пассивности, страдательности, бездейственности человека. Она есть другой способ отношения человека к миру, бытию, способ чувственного эстетического отношения, познавательного отношения. Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию.

Созерцание может охватывать своим «вниманием» самые разнообразные предметы, объекты, явления, сущности, процессы, состояния, создавая и разрушая типологии, классификации, соединения, разъединения, целое и составные части, композиции и деконструкции».

(С.Л. Рубинштейн, «Человек и мир», 1973)
Г.С. Померанц писал, как важно людям открыть «ценность созерцания, паузы созерцания в делах, в диалогах и дискуссиях, в развитии мысли, в сближении влюбленных. Когда Моцарта спросили, что всего важнее в его музыке, он ответил: «Паузы!» Паузы, в которых он слышал, мы услышим, если вслушаемся – божественное дыхание…

Школы могут и должны учить паузе созерцания: через искусство, через литературу» (эссе «Пауза созерцания»).

Сегодня и мы будем учиться этой паузе.
    Подпишитесь на нашу рассылку новостей
    Наши контакты:
    Институт современной
    гештальт-терапии в г. Москве

    107078, Москва, ул Новая Басманная 28 / стр 1

    +7 (499) 390-20-12

    mail@icgt-mos.ru

    Сведения об образовательной организации
    Made on
    Tilda