Что такое гештальт?

что такое гештальт, что такое гештальт-терапия, гештальт-психология
Впервые услышав это словосочетание «гештальт-терапия», если, например, я называю свою профессию: «Я – гештальт-терапевт», меня обычно спрашивают, что такое гештальт? Видимо, слово «терапия» ясней и привычней, хотя бы в контексте медицинских ассоциаций, в переводе с греческого терапия значит «лечение». Поэтому для того, чтобы ответить на заданный вопрос, предлагаю для начала разобраться с понятиями «гештальт» и «незавершенный гештальт».
Итак, что такое гештальт, объясняя простыми словами?
Сейчас это слово стало популярным и широко употребляется в самых разных областях: начиная от обучения гештальт терапии и психологии, продолжаясь в дизайне, где используют законы, открытые гештальт-психологией и заканчивая бытовым контекстом «незавершенных гештальтов».

Тем не менее, это слово остается довольно непонятным даже для просвещенных людей.
Давайте начнем с перевода.

Слово «gestalt» не имеет прямого аналога в русском языке, что не облегчает нашу задачу, а имеет несколько вариантов перевода:
  • Форма
  • Фигура
  • Образ
  • Структура
  • Вид
  • Целостность
Все эти слова не так уж близки по значению друг у другу, и потому не слишком приближают нас к пониманию данного понятия.

Термин «гештальт» был введен Христианом фон Эренфельсом в 1890 году в его научной статье по исследованию восприятия.

И для того, чтобы понять этот термин «гештальт», давайте для начала поговорим о восприятии.
Аристотель называл восприятие «чувственным познанием», первым доступным нам знанием, которое впоследствии становится нашим опытом.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в нашем сознании при их воздействии на наши органы чувств, их шесть.

Напомню:
  • глаза
  • уши
  • язык
  • нос
  • кожа
  • вестибулярный аппарат

Посредством воздействия на наши органы чувств внешних явлений – мы соответственно видим, слышим, ощущаем вкус, запах, прикосновение, температуру, положение тела в пространстве и тд.

Если вы внимательно прочитали определение термина «восприятие» – вы возможно заметили слово – отражение, «восприятие – это отражение предметов и явлений в нашем сознании».
Но что это за отражение?
Одинаково ли отражается внешний мир в сознании разных людей?
Нет, не одинаково.
Даже слабый ветерок легко меняет отражение на гладкой поверхности воды, даже зеркала иногда «толстят».
Отражение одних и тех же предметов не одинаково в нашем сознании, но есть и общие законы. Ученые открыли несколько законов восприятия:

1. Сразу ЦЕЛОЕ, а не сумма частей.
Восприятие это не просто отражение суммы ощущений, как думали раньше. В 1875 году Вильгельм Вундт основал первую психологическую лабораторию, что положило начало психологии, как отдельной науке. В то время господствовала идея о том, что наше восприятие – это сумма психических актов, которые вместе дают то, что мы ощущаем и переживаем. Например, яблоко – это сумма восприятий круглого, красного и кисло-сладкого.
Оказалось, что это не так. Наше восприятие сразу схватывает целый образ, готовую форму, а не собирает ее, постепенно прибавляя один признак к другому.
Впервые экспериментально это доказал Макс Вертгеймер – один из основателей гештальт-психологии. Он занимался исследованиями восприятия движения и выяснил, что в нашем сознании вместо двух быстро загорающихся по очереди лампочек будет отражаться только движение одного источника света. Так, например, вы можете видеть в темноте круг, нарисованный факелом – это не реальность, огненный круг не висит в воздухе, есть только быстро перемещающийся факел. Но мы видим круг.
По этому принципу была создана мультипликация.
Еще проще продемонстрировать восприятие целого на примере чтения слов. Мы не прибавляем одну букву к другой, мы видим слова сразу – иначе мы не могли бы это прочитать:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемтзанчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
Кстати, именно для описания подобных явлений – восприятия целого образа – стали использовать этот термин – гештальт.
Но само определение этого понятия я дам немного позже. А пока вернемся к законам восприятия.

2. Есть ГЛАВНОЕ и второстепенное, или ФИГУРА на фоне.
Одно из свойств нашего восприятия – избирательность.
В каждый момент времени мы получаем из окружающего мира огромное количество информации, которую мы не можем воспринимать сразу во всей полноте и с достаточной ясностью.
А плюс еще мы о чем-то думаем, мечтаем, что-то вспоминаем, о чем-то волнуемся, испытываем эмоции… Как это соединить воедино?
А вот как!
То, что находится в центре нашего внимания – становится фигурой восприятия, а остальное, второстепенное – фоном. При этом отношения фигуры и фона очень динамичны, подвижны.
Традиционный пример на эту тему – это классическое изображение обращающихся фигур датского психолога Эдгара Рубина (Ваза Рубина). Фигура представляет собой форму и воспринимается как предмет, например, ваза. При этом, она как будто выступает вперёд.
А фон кажется чем-то находящимся позади фигуры.
Чем это открытие интересно? Во-первых, представьте себе, что из всего многообразия мира всегда, хотим мы того или нет, что-то для нас становится центральным – фигурой, а что-то второстепенным – фоном.
Как-будто мы смотрим в бинокль и фокусируемся на чем-то одном, допустим смотрим на дерево или на помойку, на прохожих, на летящую в небе птицу… и дальше самое главное…

3. Фигура восприятия зависит от наших качеств и желаний.
Избирательность восприятия определяется потребностями
личности, интересами, установками, личностными качествами человека.
Значит то, что становится центральным в нашем сознании – небезотносительно нас самих, наших желаний и привычек.
Процесс восприятия – это всегда сделанный выбор, это не пассивный процесс, это творческий акт познания в котором активно участвуют стимулы внешнего мира и не менее активно участвуем мы.

4. Мы можем выбирать.
Одним из экспериментов в лаборатории В. Вундта было задание сравнить по длине два звуковых ряда, слушая щелчки метронома.
Вундт таким образом хотел измерить объем сознания, но попутно он отметил один феномен, который назвал ритмичностью сознания.
Так, испытуемые, слушая равномерные щелчки метронома воспринимали их как разные звуки, наподобие тиканья часов (тик-так). Хотя, конечно, никакого “тик” и никакого “так” прибор не издавал – все щелчки были одинаковыми. Формирование сильной и слабой доли происходило непроизвольно, само собой.
Итак, восприятие организует звуки в определенный ритм и способно делать это без нашего активного участия.

Но! В следующем эксперименте выяснили, что процесс восприятия может быть произвольным, то есть осознанным. По своему желанию мы легко можем перенастроить в своем сознании звук одинаковых щелчков таким образом, что начнем слышать «ТАК-ТИК».
Это удивительно! Достаточно одного нашего желания и мы слышим «ТИК-ТАК» или «ТАК-ТИК». Вы можете легко проверить это сами.

Напомню, мы говорили о том, что процесс восприятия – это не пассивный процесс, а творческий акт познания в котором кроме стимулов внешнего мира активно участвуем мы.
Так вот представьте теперь, что даже из простейших однообразных звуков мы можем создавать свой ритм, менять его сколько угодно раз по своему усмотрению. Что же говорить о гораздо более широком спектре стимулов. Нам приходится быть художниками взаимодействия с окружающим миром. А результат процесса нашего восприятия называется гештальт.
Повторю, что на процесс восприятия или формирования гештальта (продукта нашего восприятия) влияют не только внешние стимулы, полученная извне информация о цвете, форме предметов, звуках, температуре и так далее… Но также наш способ мыслить, опыт, наши желания, привычки, фантазии, эмоциональное состояние, воспоминания, цели или их отсутствие, а также выбор того, на что именно направить сейчас наше внимание.
Таким образом, гештальт – есть постоянно меняющийся результат встречи двух миров, внешнего мира, соприкасающегося с нашими ушами, глазами, пальцами, и нашего условно «внутреннего мира», представленного в уникальном и неповторимом способе видеть, слышать, осязать и чувствовать на вкус.

Гештальт – это неповторимый отпечаток реальности, меняющийся во времени продукт нашего восприятия, живая звуковая и визуальная картина с оттенками ощущений и чувств, которую видим только мы, видим только в настоящий момент, а в следующий момент, от союза мира и человека, рождается новая… Это гештальт.
Теперь, вспоминая перевод – становится яснее, что гештальт – это и образ, и форма, и фигура, и целостность, и вид, и структура.
Можно сказать, что гештальт это некий промежуточный результат, образ восприятия нашей жизни, форма, которую в данный момент принимает наше со-бытие с миром.
Итак, есть мы и мир,
есть процесс нашего взаимодействия – восприятие
и результат взаимодействия – гештальт.
_________________________________
А что же тогда такое незавершенный гештальт? Очень интересная история об этом будет в следующей статье. Кстати, именно так работает незавершенный гештальт, когда есть начало, и…

Автор статьи: Юлия Донская
Made on
Tilda