Арво Пярт (Arvo Pärt). О паузах

Арво Пярт эстонский композитор
“Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание…”

Эстонский композитор, родился в 1935 году 11 сентября в Пайде, Эстония. Стал основателем стиля tintinnabuli, что в переводе с эстонского означает «колокольчики» (подразумеваются небольшие церковные колокола с характерными «призвуками»). Арво Пярт в шутку называл это звучание «сознательным возвращением к бедности». Tintinnabuli – минимализм, с чутким вниманием к природе каждого отдельного интервала и звука.
«Каждая фраза дышит самостоятельно. Её внутренняя боль и снятие этой боли, неразрывно связанные, и образуют дыхание <…> [В паузах нужно] научиться слушать тишину, уметь прочувствовать вибрацию каждого звука, его дление и переход в другой звук, весомость этого шага <…> Нельзя торопиться. Надо взвешивать каждый шаг от одной точки до другой на нотной бумаге. Надо, чтобы шаг был совершен только после того, как ты пропустил все возможные ноты через своё «чистилище». Тогда звук, претерпевший до конца все испытания, будет истинным».

В его интервью, который он дал русскому изданию Rigas Laiks в 2012 г Арво Пярт говорит о значении паузы для музыки, но также – для человека и его жизни.

А что касается паузы – это не какой-нибудь формальный прием или эффект. За паузой стоит вечность. Нам надо иметь паузу. Это тот хлеб насущный, который нам нужен, чтобы остановиться, чтобы размышлять, чтобы оценить наше слово сказанное. Или слово, которое будет сказано. Которое, может быть, не надо говорить. Это тоже пауза. Пауза – это концентрация всех сил… как бы это сказать… в идеальном смысле пауза – это ядро мудрости. Нам дано из этой тишины взять какой-то бисер, которого там, может быть, на первый взгляд и не видно. Но мы должны это найти. Это, конечно, уже для продвинутых. А для людей нашего уровня – это просто остановиться и хотя бы постараться разобраться в том, а кто я такой; что же я такое сделал нехорошее? Или если мы пишем на религиозный текст музыку, то после слова, которое имеет вес… преподносить это слово, и чтобы оно не было заглушено следующим шумом или даже следующим словом. Чтобы мы пропитались этим, чтобы было время осознать это. И важно, как мы войдем в паузу. Чтобы это вхождение в паузу было достойно того слова, которое мы раньше высказали. И чтобы оно было тоже достойно – подготовка паузой к следующему слову. Или звуку. Это относится и к инструментальной музыке. Я думаю, что пауза имеет животворящую силу. Это как природа. Если оставить природу в покое, она возродится.

Познакомиться с музыкой Арво Пярта можно на Youtube : “Зеркало в зеркале”

Made on
Tilda