Неслучайно на латыни слова «тишина» и «тайна» имеют общую форму – tacitum, а одно из значений слова silens – «посвященные в сакральное», давшие обет молчания. Молчанием символизируется сокровенность духовного восхождения, самопознания. Большинство перформансов Марины Абрамович проходят в полнейшей тишине. И мне хотелось бы рассказать о «бабушке мирового перформанса», как ее называют, и о некоторых ее работах.
Марина Абрамович родилась в Белграде 30 ноября 1946 года. Ее дедушка – Варнава Росич – был патриархом сербской православной церкви (причислен к лику святых после смерти). При этом ее отец и мать являлись убежденными коммунистами, а во время второй мировой войны были партизанами. Отец — национальный герой Сербии (Абрамович посвятила ему одну из своих работ под названием
«Герой»: выехала в поле на белом коне, держа в руках белый флаг). Мать – майор армии, а в 60-х годах – директор белградского Музея Революции и Искусства. В одном из интервью Абрамович вспоминала: «меня и брата мать воспитывала в военном стиле. До 29 лет мне не разрешалось после 10 уходить из дома. Сегодня это выглядит безумием, но все перформансы, которые я делала в Югославии, проверяя возможности своего тела и сознания, — все это было показано до 10 вечера».
В своей книге она пишет:
«У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение. Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребенком, и они отдали меня бабушке».Свой первый урок перформанса она получила благодаря отцу.
В 14-летнем возрасте Марина попросила отца купить ей масляные краски. Тот выполнил ее просьбу, однако друг папы решил подшутить над подростком. Он вылил на холст смесь красок и подорвал ее петардой. Все участники остались целы и невредимы, и Марина тогда впервые осознала, что в искусстве процесс может быть важнее результата.
На становление художницы оказало влияние и слияние трех культурных парадигм – коммунизма, христианства и балканской культуры. По ее словам, коммунизм научил ее самодисциплине, а православие духовности. Проявление балканской культуры можно увидеть в ее методологии, сочетающей в себе Восток и Запад.
В 1970 году она закончила Университет Искусств в Белграде и начала сольные выступления.
Один из самых главных ее перформансов
«Ритм 0» (Rhythm 0, 1974).В течение шести часов (в период с 20.00 до 02.00 часов) художница неподвижно стояла перед публикой, а рядом располагался стол, на котором находилось 72 различных предмета. В руках Марины Абрамович была табличка, надпись на которой гласила, что перформансистка является объектом и, пользуясь предоставленными реквизитами, люди могут совершать в отношении нее любые действия. Всю ответственность за происходящее во время эксперимента Марина брала на себя.
На столе можно было найти карандаши, краски, фотокамеру, спички, ножницы, перо, свечу, нож, лезвие, оливковое масло, молоток, пилу, фонарь, цепь, хлеб, духи, вино, расческу, пистолет и прочее. В первые минуты с начала перформанса люди пребывали в некоторой растерянности, их поведение было осторожным и скромным. Постепенно публика начала активно включаться в предложенную им игру.
По воспоминаниям самой Марины и присутствующего на акции арт-критика Томаса Макэвиллей сначала действия людей носили вполне безобидный характер. Художницу трогали, двигали ее конечности, целовали, давали ей цветы. Но постепенно поведение толпы начало меняться и приобретать агрессивный характер. Описание этого перформанса часто цитируется во времена общественных катаклизмов, связанных с силой и влиянием толпы. Все шесть часов Абрамович стояла и не оказывала никакого сопротивления, хотя ее порезали и чуть не застрелили. По истечении шести часов она двинулась по направлению к выходу и публика ретировалась в испуге — испугалась, что дадут сдачи. Тогда-то, придя в отель, Марина обнаружила свою первую седую прядь волос.