Джон Уильям Чивер «Ангел на мосту»

Ангел на мосту
Начиная разговор о чтении и о современной литературе, необходимо сказать, что литература наших дней несет в себе терапевтическую функцию. Можно сказать, что задача литературы конца ХХ и начала ХХI веков – это терапия, и сейчас она очень явно выдвинулась на передний план. Зачем автор пишет произведение, задумывались ли вы над этим вопросом?
Кто-то читает и ему становится легче, кто-то задумывается, кто-то открывает новые двери для себя. Автор приносит на суд читателя свои размышления, свою собственную рефлексию и призывает нас к тому же. Мне думается, что автор и читатель через произведение связаны между собой рефлексией и тишиной. Сама я не так давно стала делать первые писательские шаги и знаю, что для создания даже малого рассказа мне необходима тишина, пауза, когда я настраиваюсь, слушаю себя и далее могу обратиться к читателю, шагнуть в его сторону со своим повествованием. Все, что предлагает нам писатель, это миф его жизни, следствие его жизненного опыта, который получилось отрефлексировать и принести нам. Сможем ли мы принять подарок писателя? Взять себе тишину, поразмыслить о даре, который нами получен, не просто взять, а распаковать, дать ответ ему или себе? Вот интересный вопрос.

И если хорошенько задуматься, то автор выступает в роли посредника, вещателя, можно сказать, терапевта, он приходит на помощь читателю, и его повествование выполняет терапевтическую функцию. Именно таким автором, который приходит на помощь, можно назвать Джона Уильяма Чивера. Он тот автор, который постиг современность 60-70-х годов ХХ века, это уже довольно давняя современность, но некоторые общие идеи для понимания мира нынешнего, мира нового звучат в его произведениях, и Чивер актуален по сей день.

Рассказом «Ангел на мосту» автор являет нам образ современной цивилизации, некую диагностическую картину: перед нами предстает конфликт человека и цивилизации, а как следствие фобии, которыми страдает человечество и герои рассказа. Вместе с главным героем мы узнаем, как можем справляться с происходящим, не о том, как погибаем в этом мире, а как выживаем. Герою, а вместе с ним и нам, нужно бы разобраться, кто он в этом мире, что с ним происходит, как так получилось, что он, успешный человек, оказался в плену страха? Этот рассказ – это история великого искусства компромиссов, в том числе психических, что дает нам очень хороший урок и подсказку.
«Снова и снова принимался я себя урезонивать; пора выкинуть из головы эту дурацкую мысль, говорил я себе, будто мост подо мной может провалиться. Или в самом деле я – жертва какого-то сексуального вывиха? Жил я беспутно и легкомысленно, наслаждался жизнью без оглядки, но, быть может, в этом-то и таился секрет, до которого дано докопаться лишь специалисту по психоанализу? И моя приверженность к наслаждениям – всего лишь уловка нечистой совести, служащая для отвода глаз, между тем как на самом деле я питаю порочную страсть к своей престарелой родительнице, гарцующей на льду в конькобежном костюме?»

Автор статьи: Инна Касенова
Made on
Tilda